Программа визита для победителей конкурса «Поющая бумага» в этом году была разработана самим г-н Джузеппе Федригони - потомственным хозяином фабрики Fedrigoni. Сказать, что она была динамичной - не сказать ничего. За несколько дней, отведенных на поездку, наши победители посетили 5 живописных городов, 2 фабрики группы Fedrigoni, послушали оперу, спустились в дивной красоты пещеры...
Однако, обо всем по порядку.
Италия встретила гостей страшной жарой, которую они ощутили сразу по прилету в Анкону. После короткого переезда в Фабриано, регистрации в отеле и ланча наши путешественники отправились в музей бумаги. В этот момент очень кстати начался ливень, который хоть немного освежил раскаленный воздух.
Итальянцы считают, что бумажное производство в Европу попало из Китая через Персию, арабские страны и Италию, а точнее - через городок Фабриано. Выбор этого городка, со временем превративший Фабриано в один из важнейших центров европейского бумажного производства, был обусловлен близостью Анконы, где в то время находился торговый порт, связывавший Европу с арабским миром.
Постоянно растущий уровень квалификации искусных мастеров Фабриано привел к заметному улучшению качества бумаги. В то время бумагу делали из тряпья, которого, кстати, время от времени не хватало, поэтому в состав бумаги стали добавлять и целлюлозу. Использование дробильной машины, приводимой в движение водой и имеющей множество жерновов для измельчения целлюлозной массы, позволило отказаться от ручного труда и добиться более равномерного измельчения волокон.
Еще одно их изобретение - проклейка бумаги желатином. Дело в том, что без проклейки бумага представляла из себя просто промокашку - на ней нельзя было ни писать, ни печатать. Традиционная в то время проклейка крахмалом была недолговечной, поэтому использовать бумагу для производства документов не представлялось возможным. Использование желатина кардинально изменило ситуацию и позволило бумаге стать хорошим заменителем натуральному пергаменту, который был очень дорог.
Но, хотя бумага и была в несколько раз дешевле, конкуренция заставила искать способы придать продукции конкретного производителя какие-то специальные отличия. Так и была изобретена технология нанесения водяного знака. В музее бумаги в Фабриано представлена технология производства ручным способом, старинные машины, применявшиеся при производстве, технология нанесения водяных знаков и большая коллекция собственно бумаги с водяными знаками, собранная братьями Августо и Аврелио Зонги в XIX веке.
После осмотра экспозиции компания отправилась на ужин в небольшой городок Губбио, неподалеку от Фабриано. С вершины горы, где расположена церковь, открывается живописный вид на долину и на сам городок. Раз в году там устраивают шуточное соревнование - 3 команды мужчин бегом несут на плечах в гору 3 гигантские свечи, каждая весом больше центнера!
Следующий день начался с посещения Cartirere Miliani Fabriano - бумажной фабрики, хранящей древние традиции производства и принадлежащей сейчас Gruppo Fedrigoni. Фабрика специализируется на выпуске высококачественной бумаги с водяными знаками и различными степенями защиты. В частности, там производят бумагу для некоторых банкнот Евро, поэтому меры безопасности на фабрике просто беспрецедентные. Несмотря на довольно современное оборудование, принципы производства бумаги сохранились со времен средневековья, разве что электричество заменило дрова и ручную силу, а машина стала работать несколько быстрее. Кстати, в день посещения на фабрике как раз производили бумагу для Евро, поэтому одну бумагоделательную машину увидеть всё-таки не удалось.
На фабрике Фабриано, разумеется, производят не только бумагу для денег, но и еще много разнообразных её сортов для художников, а также в крупных объёмах бумагу потребительских форматов (А3/А4).
После ланча в симпатичном ресторане, расположенном на старой вилле, неподалеку от Фабриано, наши путешественники отправились в пещеры Fransassi Caves, что на пути в Анкону. После горячих цехов бумажной фабрики и 36-градусной жары, 12° внутри пещеры и влажный воздух были просто восхитительны! Пещеры поразили своими размерами - самый большой зал достигает 240 метров в высоту, общая протяженность - около 30 километров на 8 уровнях, что делает эту систему одной из крупнейших в мире. А множество невообразимых сталактитов, сталагмитов, сталагматов и лент дают простор воображению. Какие только фигуры не увидишь в их причудливом сочетании!
Вечером ужинали в Анконе, в уютном трактире на берегу моря, и купались в ласковых водах Адриатики, а утром отправились в Верону, где начали день с осмотра фабрики Cartiere Fedrigoni. Несмотря на воскресенье, практически все машины работали. Гостям показали, как производится бумага Tintoretto, бумага с водяным знаком Corolla и как выполняется тиснение на бумаге Constellation. Также удалось увидеть, как наносится литое мелование на Splendorlux - такую технологию можно встретить всего на нескольких фабриках в Европе! Особого внимания заслуживает местонахождение фабрики - она расположена в самом центре Вероны, что говорит об экологичности производства.
Остаток дня был посвящен осмотру достопримечательностей Вероны - города, где соседствуют древность, средневековье и сегодняшний день. «Обязательным пунктом программы» явилось посещение дома Джульетты. Также видели средневековый замок Castelveccio с восхитительным мостом Ponte Scaligero di Castelveccio через реку Adige.
Традиционно одним из ярких моментов поездки стало посещение открытого театра Арена. Напомним, что конкурс «Поющая бумага» получил своё название в честь ежегодного Фестиваля Итальянской Оперы, во время которого наши победители традиционно посещают Италию! На этот раз слушали оперу Верди «Аида» в постановке Франко Зефирелли (Franco Zeffirelli). Представление поражает воображение своей масштабностью. В массовых сценах задействовано более 100 человек!
Отдельно стоит упомянуть ресторанчики на площади перед Ареной. Все они заполняются людьми в половине седьмого вечера и пустеют в девять - на Арене начинается представление. И снова заполняются по окончании представления. Трудно сказать, во сколько они закрываются - по крайней мере в два часа ночи они еще были полны посетителей.
А наутро путешественников ждала Венеция - заключительный пункт программы, где главным событием стала прогулка на гондоле по городу, расположенному в дельте реки на 118 островах, связанных между собой 160 каналами, через которые переброшено более 400 мостов! Лодки и баржи различных размеров и применений - грузовые, такси, «автобусы», скорая помощь - всё движется исключительно по воде. Отдельно стоит упомянуть гондольеров - это не просто гребцы на лодках специальной формы, но и отличные экскурсоводы, знающие прошлое и настоящее Венеции и, как правило, говорящие на нескольких языках. Общение с ними всегда доставляет массу удовольствия!
На этом пребывание наших победителей в Италии завершилось. Мы надеемся, что наш рассказ хоть немного передал настроение этой насыщенной событиями и впечатлениями поездки. А в завершение хотим процитировать письма наших победителей.
Надежда Рудых, руководитель отдела редакций Рекламно-Издательской Группы «РИГ Персона®» (Челябинск):
О призовой поездке победителей конкурса «Поющая бумага-2006» в Италию, организованной компаниями «Берег» и Fedrigoni Group, можно говорить только в превосходной степени. Начиная с экстремальной насыщенности впечатлениями, эмоциями, общением, эстетической и технологической информацией… «Погружение в пучины» высокотехнологичных процессов одного из старейших в мире бумагоделательных концернов (Fedrigoni Group) по силе впечатлений можно сравнить только с завораживающим «ароматом» раннего средневековья, пронизывающего каждый кирпичик крепости Губбио, или неповторимой утонченной мощью музыкально-драматического действа «Аида» под открытым небом в Arena di Verona…
Достаточно перечислить узловые моменты 5-дневного «призового марафона»: города - Фабриано, Анкона, Верона, Венеция; полные циклы производств фабрик Fedrigoni Group (Cartiere Miliani Fabriano SpА и Fedrigoni Cartiere SpА) — от складов сырья до отгрузки готовой продукции; пещеры Fransassi c «неземными» сталактитами и сталагмитами; «Музей бумаги» в Фабриано; 4-часовое оперное зрелище «Аида» в Вероне; ужин на берегу Адриатического моря в Анконе; прогулка на гондоле в Венеции… Добавьте к этому истинно итальянское обаяние остроумной и красивой Мары Гацци (куратор поездки от Fedrigoni Group), непринужденную собранность опытного и общительного Кирилла Усова (куратор поездки от компании «Берег»), искрометный шарм участников турне Сергея Вахрушева и Искандера Зиганшина...
Еще накануне описываемых событий предвкушение поездки подвигло меня на изучение основ итальянского. Насколько снисходительно отнеслись итальянцы к моим «опытам», сказать не могу. Но вот следующие слова я буду произносить правильно, видимо, всю оставшуюся жизнь: BRAVO! BENISSIMO! MAGNIFICO! GRAZIE MILLE!
И причина этому - блестящее «итальянское турне», организованное компаниями «Берег» и Fedrigoni Group.
Сергей Вахрушев, креативный директор дизайн-студии Line:
«Огромное спасибо Вам и всей вашей компании за предоставленную поездку и за организацию данного конкурса. Очень понравилась программа: посетили 5 городов, каждый из которых имеет свой характер, свои неповторимые черты; особенно понравились: старинный городок Губбио, пещеры, опера «Аида» (пусть теперь кто-нибудь скажет что опера это ерунда) и дом Джульетты (настоящий простор для фотографов). Отдельное спасибо за сервис: рестораны и гостиницы...»